Сб. Дек 7th, 2024

26 февраля 1949 года в Москве родилась Вера Дмитриевна Зверева. За свою жизнь она успела поработать и в журнале «Новый мир» и в программе «Вокруг смеха». А с 1992 года стала профессиональным литературным агентом. Вера Зверева официально признана первым литературным агентом в Российской Федерации, но с 2011 года она ушла на пенсию. Как же так получилось, что в 2018 году она вновь взялась за работу, и как оценивает современный литературный процесс Вера Зверева накануне своего Дня рождения рассказала в интервью по Skype Борису Абросимову. В день ее рождения, мы публикуем материалы этой беседы на официальном сайте Русского литературного центра, а подробную биографию Веры Зверевой можно прочитать тут.

Вера Дмитриевна, вы прекрасно выглядите и полны сил, а еще в отличии от многих женщин Вы не скрываете свой возраст. Как Вам удается сохранять такую раскованность?

Помните, как в стихотворении Анастасии Минцковской: «Уходит навсегда влюбленная Джульетта, И близится пора комических старух»? Так вот, для меня комическая старуха — это как раз вздорная тетка, которая после 60 лет только сидит на лавочке и обсуждает всех с соседками по скамейке. Такой быть никогда не хотела и никому не рекомендую. В мире много всего интересного, так что кругозор расширять можно всю жизнь. Было бы желание!

А на счет меня — да, мне 70 лет. Скрывают свой возраст дамы, когда еще ходят по рынку невест или имеют какие-то комплексы. А я никого не ищу, своей жизнью довольна и считаю, что нам всем нужно гордиться своим возрастом. Хорошо выглядеть, уметь пользоваться компьютером и интересоваться жизнью в 50 или позже — это повод для гордости.

Вера Дмитриевна Зверева имеет свой рецепт хорошего состояния и она не скрывает: меньше есть, не менее 30 минут в день тратить на зарядку и обязательно гулять перед сном, ложиться спать Зверева рекомендует не позже 11 вечера для правильной работы организма. Также дама считает, что обязательно надо иметь дома кошку или собаку, чтобы было о ком заботиться и ради кого чаще выбираться в люди.

В 2017 году Вы из коренной москвички превратились в крымчанку. Если не секрет, почему решили так резко сменить место дислокации?

Я переехала в Севастополь из-за проблем с легкими. Решила, что морской воздух мне пойдет на пользу и не прогадала. Тем более, в Москве я воспитывала внучку, которой нужно сейчас устраиваться в жизни. Еще в «нулевые», активно работая, я стала владелицей трех квартир. Отсеять от себя внучку — это потерять хороший доход, а просто переехать — это и инвестировать в недвижимость и дать возможность безбедно жить и мне, и ей. Зарплаты у молодых специалистов сами понимаете — не выше 25 000 рублей в месяц в Москве, а цены….ой…страшно говорить. А моя Вера [имя внучки Веры Зверевой — Вера Алексеевна Минина. — прим.ред.] еще на 4 курсе МГУ, так что работает даже за меньшие деньги.

Но тем, кто тоже хочет переехать в Крым скажу вот что — будьте очень внимательны, недвижимости продается много, но в большинстве случаев это самострой: выселить могут в любой момент.

А что на счет Вашего возвращения на работу в качестве литературного агента? Почему вы решили спустя столько лет вновь взяться за работу, да еще и в команде Русского литературного центра, а не самостоятельно? У Вас же раньше было собственное литературное агентство…

Литературно агентство «ЭПОС» было изначально не моим, его открыли Эдуард Поляков и Олег Синицын, а я его уже приобрела, как фирму, когда они поняли, что времени и сил на компанию нет, и она просто существовала в виде папки с документам. Мне же тогда нужно было срочно юридическое лицо. Забавная история вообще. После закрытие программы «Вокруг смеха», где я работала редактором, я решила организовать издание нескольких зарубежных авторов в России. И вот, мы пришли к договоренности с представителями Кобо Абэ о первом в России издании его работы «Женщина в песках». Но оказалось, что нужно юридическое лицо, чтобы выступить гарантом в России и сохранить за собой право представлять автора последующие 10 лет. Это у нас, в Советском Союзе все держалось на честном слове, а японцы потребовали оформления договора. Тогда я было ринулась оформлять документы в налоговую, но мне предложили купить «ЭПОС», уже готовый и без всяких юридических проволочек. Так я стала литературным агентом на долгие годы.

Отметим, что дебютный клиент Веры Зверевой получил широкое признание у нас на Родине. Уже в 1997 году с постановкой «Женщина в песках» выступил Омский академический театр драмы и «сорвал» за постановку в России три «Золотых маски».

Фактически, я прекратила агентскую работу еще в 2003 году и вела только авторов, с которыми имела договоренности ранее. Прекратила же я работу поскольку потеряла дочь и зятя и была вынуждена взять на воспитание внучку. Уже потом, когда Вера пошла в школу я работала над некоторыми проектами Департамента культуры города Москвы как юридическое лицо. Но в 2011 году с уходом с поста градоначальника Юрия Михайловича Лужкова я решила окончательно выйти на пенсию. На достойную старость я тогда уже заработала, большинство авторов, которых я вела либо уже ничего не писали в силу возраста, либо и вовсе скончались, а с наследниками я не работаю. Внучку же нужно было готовить к поступлению в ВУЗ, а это репетиторы, развозы по курсам и так далее. Так что это был тихий и спокойный уход. Кого-то из своих клиентов я веду до сих пор, но это скорее дружеские связи и вся работа происходит по договоренности между двумя друзьями, а не по принципу «литературный агент-автор»…

Так, а как Вы попали в Русский литературный центр?

Это тоже дружеские связи. В 2008 году я взялась за Никиту Митрохина как за автора. Он стал успешным журналистом, в 2011 году стал вести радио-программу. А потом мы с ним разругались, поскольку он в какой-то момент перестал писать и художественную литературу, и публицистику. Все изменилось в 2017 году. Я очень ревностно следила за работой Русского литцентра и покапала каждую книгу. Стала замечать, что все чаще в книгах РЛЦ есть и произведения Митрохина. Уже в прошлом году он показал мне свой черновик работы, которую мы выпустим в этом году, тогда и началось все вновь.

Заодно я провела некоторый аудит Русского литцентра и дала Никите Митрохину несколько рекомендаций по улучшению работы его компании. В результате мы договорились, что я помогу ему в обновлении Русского литцентра.

Если не секрет, в чем заключается обновление?

Не уверена, что могу об этом распространяться.

Как это отразится на авторах?

С кем-то перестанут работать, массовые отборы писателей прекратятся, будет вестись постоянная работа с рядом авторов в качестве литературного агента, а фильтром по отбору подходящих для сотрудничества станет издательская деятельность и ряд конкурсов. Также налажены контакты с литературным агентами, которые работают с русской литературой за пределами России. Это все поможет сделать задел на годы вперед. Я вообще очень позитивно отношусь к работе Русского литературного центра. К стыду всех этих союзов писателей сейчас с начинающими авторами нормальные издатели ни в России, ни в Европе не работают в большинстве своем. А Русский литцентр меняет отношение к начинающему писателю год за годом.

Не очень понимаю. Что не так сделали союзы писателей?

В «нулевые» они очень испортили представление о книжном рынке в России. Издавались тонны макулатуры, в которых печатали всех, кто готов был заплатить за эту печать. И все это от лица Союза писателей России или какого-нибудь литературного агентства привозилось на международные площадки, а также рассылалось по местным издательствам. В итоге, если у автора нет рекомендации какого-то именитого писателя, его теперь даже не рассматривают.

Русскому литературному центру пришлось заручиться поддержкой ряда крупных игроков, чтобы вообще добиться внимания в 2016 году. Это сейчас, уже в 2019 году нас ждут на том же Парижском книжном салоне и приглашают на другие площадки. Это произошло после того, как на книги Русского литцентра посмотрели профессионалы, когда наработали пакет авторов…. А в 2015-2016 годах Русский литцентр вызывал лишь грустную усмешку у профессионалов.

Ну, если верить интернету, то сейчас Русский литцентр вызывает грустную усмешку у некоторых авторов…

Ну что тут сказать? «Собака лает — караван идет». Против фактов-то все равно не поспоришь: у Русского литцентра есть в арсенале авторы-профессионалы, которых издают за рубежом, а у всех этих организаций, которые отмечают многолетние юбилеи нет. Да и пора бы задуматься: почему это те же союзы писателей не сделали ни Краткой литературной энциклопедии, ни порталов для продвижения авторов. Вроде и деньги из бюджета получают и понимание рынка есть. А не сделали. Все организовал Русский литцентр.

Я не склонна думать, что все, кто очерняет Русский литцентр, делают это за какую-то плату от конкурентов. Но и такие точно есть. Наверное, были недоработки со стороны Русского литературного центра. А кто-то строчит негативные отзывы, поскольку понимает, что только так и может прославиться.

В целом — какая разница? Хороших откликов на Русский литцентр все равно в разы больше. Есть и клиенты, которых компания ведет с 2015 года. Я бы рекомендовала не оценивать все по шкале «черное» и «белое», гамма цветом несколько шире.

А как Вы оцениваете авторов, с которыми довелось поработать в рамках сотрудничества с Русским литцентром?

Очень большой поток заявок. Это необходимо прекратить. Пишут как талантливые писатели, так и откровенные графоманы. Причем графоманы с плохим средним образованием. Они не знают общепринятых вещей, они не знают, что написал Горький или Зощенко, они понятия не имеют о киноцефалах в русской церкви или что такое старославянская и древнерусская письменности. Но они называют себя русскими писателями. И ведь их поддерживают в этом мнении в ряде редколлегий всяких Союзов писателей, а по-факту Союзов графоманов. Чтобы о чем-то писать, нужно подлинно разбираться в истории, нужно быть не только талантливее, но и умнее читателя. Я это вижу не всегда.

Помните Сергея Михалкова, который радовался что в Союзе писателей РСФСР 28 000 членов. У меня вопрос: куда делись эти 28 000 членов писателей после распада СССР? Тут тоже самое — каждый обученный грамоте человек уверен, что может стать писателем. А между тем, писатель-профессионал, как и балетмейстер или музыкант — чтобы стать профи, нужно вкладывать в себя гигантские ресурсы.

Поэтому я поражаюсь, каким образом команде Русского литцентра удается отобрать все эти зерна от плевел, чтобы выпустить каждый сборник. И ведь заметьте, ни в одном сборнике Русского литцентра нет повальной графомании. Эти книги покупают, этими книгами интересуются.

Так что, отвечая на Ваш вопрос об оценке авторов, с которыми удалось поработать в Русском литцентре — я могу сказать, что это талантливые и образованные люди. Но я благодарна Художественному совету, что мне предлагают уже работать с отобранными авторами. Потому что шквал некачественных материалов превышает все разумные нормы.

Лихо вы….

Я не ругаю авторов, с которыми работает Русский литцентр, я ругаю людей, которые не самокритичны к себе. Русский литцентр отбирает лучших, потому и востребованы книги компании…

Хорошо, спасибо, Вера Дмитриевна. И последний вопрос: что Вы посоветуете современным писателям?

Я, конечно, уже не маленькая, но советы раздавать не в праве. Могу лишь дать свой прогноз на будущее. Так или иначе, на плаву останутся те авторы, у которых есть литературный агент. Это пришло в мир из США, сейчас добралось до Европы и стучится в двери России. Что это означает для простого обывателя? Сейчас в США и Европе большинство литературных конкурсов взимают комиссии с авторов, которые только направляют работу на рассмотрение. То есть, хочешь чтобы твою заявку зарегистрировали — плати 20 или даже 50 $. Вскоре это придет и к нам. И я думаю, что русскоязычным писателям нужно порадоваться, что пока что этого не наступило, а входной порог в литературу сравнительно низкий — нужно просто хорошо писать, много читать и активно участвовать в литературной жизни. Само собой и издаваться. Время такое будет длиться от силы лет 5, а скорее всего меньше. Поэтому, желаю всем талантливым писателям как можно скорее заявить о себе.

В завершение Команда Русского литературного центра поздравляет Веру Дмитриевну!

Мы желаем Вам счастья, здоровья и долгих лет жизни! Спасибо Вам, за то, что Вы с нами!

Ваш,

Русский литературный центр