Ср. Дек 4th, 2024

Ведущий эксперт в области литературной критики глава Русского литературного центра Никита С.Митрохин разбирался в новых нюансах защиты интересов авторов и издателей в России.

В Гражданский кодекс РФ введена новая глава 47.1, которая регламентирует отношения по поводу договора условного депонирования. Суть статьи немного ГК РФ запутана на первый взгляд, но совместно с руководителем юридической фирмы «Помощник» Никитой Самариным мы разобрались в новом порядке первыми. Теперь сообщаем вам…

Глава регламентирует договоры между тремя сторонами. В случае с литературой — эти стороны: автор, издатель и литературный агент. Если по поводу первых двух сторон все ясно, то третья сторона теперь называется эскору-агент.

Что же это такое? Эскору в англо-американском праве — это депонирование у третьего лица денежной суммы на имя другого лица с тем, чтобы она была выдана ему лишь после выполнения известного условия.

Пример из жизни № 1. Наш автор Борис Абросимов в 2016 году заключил договор с ИД «Амфора», которое выкупило права на издание его книги до 2018 года. Автору был перечислен гонорар в размере 200 тысяч рублей (интервью с автором, где он подробно рассказал о ситуации тут), но до издания книги дело так и не дошло — издательство обанкротилось, имущество было заморожено, равно как и все транзакции, которые были связаны с переводом средств для издания и рекламы книги. В результате, автор вроде как и не потерпел убытков, так как остался в плюсе. Однако, теперь он не может до конца 2018 предложить свою книгу для издания в другое издательство. Даже, если готов вернуть гонорар — возвращать вроде как некому, а судебные приставы авторские права обратно продать не могут, т. к. на то нет нормативной базы.

В случае, если бы законом регламентировались договорные отношения между автором, издателем и агентом, а также, между издателем, типографией и книжными магазинами в 2016 году, а не сейчас — книга бы вышла в свет.

Это бы произошло по той причине, что деньги бы, связанные с книжным проектом на издание книги хранились бы у третьей стороны и их нельзя было бы изъять ни по суду, ни по каким-либо другим нормативным актам.

Чтобы было яснее, предположим, что стоимость книжного проекта 1 000 000 рублей, из которых 200 000 рублей полагаются автору, 300 000 рублей на издание самой книги (типографии), а 600 000 тысяч рублей на прочие расходы (логистика, реклама и т. д.). Согласно нормативам образца текущего года, литературное агентство и автор могли бы настоять на том, чтобы вся сумма книжного проекта хранилась изначально у агента-эскору, будь то литературное агентство или вовсе банк. В таком случае. Эти активы невозможно было бы заморозить и автор гарантировано получил бы и гонорар и увидел свою книгу на прилавках магазинов.

Пример из жизни № 2. Автор, которая пожелала сохранить инкогнито заключила договор с одним крупным издательским домом и, действуя без агента продала вообще все права на книгу, весь созданный в книге литературный мир и даже изображение героев. Причем, продала за смешные деньги — 120 000 рублей (на дворе был 2014 год, т. е. сумма прямо скажем не велика).

В результате, крупное издательство не стало издавать автора, а вывело в продажу издание с очень похожими персонажами, но под именем более известного писателя. Уже после автор, продавшая все свои авторские права сроком на 10 лет узнала, что выкуп произошел специально, чтобы у книги уже «раскрученного» бренда не появлялось молодых конкурентов.

Это, кстати, частая практика — издательство теряет на таких сделках малую сумму, но выигрывает, выводя на рынок полностью уникальный продукт, не имеющий аналогов.

Вывод. Новая глава в Гражданском кодексе РФ поможет писателям, работающим с литературными агентами:

1.Избежать ситуации, когда издательство выкупает права автора, но не печатает его книгу, поскольку выкупило просто, чтобы не допустить выхода на рынок продукт, конкурирующий с их основной линейкой товаров.

2.Избежать ситуации, когда издательство выкупило авторское право на тиражирование книги, но разорилось или не имеет средств для дальнейшего продвижения книги.

3. Понимать, какая сумма изначально заложена в бюджет книжного проекта, т. е. каким будет реальный тираж, какой будет бюджет у рекламы и т. д.

Теоретический пример. Автор заключил с издательством договор, где присутствовало приложение с эскору-агентом. Согласно этому эскору-договору, издательство было бы обязано сообщить, какие расходы планирует понести с выпуском книги и заранее «заморозить» этот бюджет для продвижения продукта. Иной вариант такого договора, это прописание условия, согласно которому, в случае, если книга не будет выпущена в течение 2- или 3-х лет, автор имеет право предложить ее иному издательскому дому.

Коротко о договоре эскору для профессионалов:

Вот главное о договоре эскроу:

  • Договор эскроу не существует сам по себе, а дополняет какой-то основной договор.
  • В договоре всегда три участника: депонент (кто передает авторское право), бенефициар (кто его получает) и эскроу-агент, который все это контролирует.
  • Чтобы деньги перешли от депонента к бенефициару, бенефициар должен выполнить какие-то условия. Эти условия прописываются в договоре эскроу.
  • Эскроу-агентом должен быть тот, кому доверяют обе стороны основного договора. В случае с издательским миром, этой работой занимается пока что только Русский литературный центр.
  • Депонированные деньги и имущество защищены от списаний, арестов и взысканий. Это защищает все стороны от неожиданных ситуаций.
  • Договор эскроу нужно заверять у нотариуса. Исключение — для денег в банке и ценных бумаг.
  • Эскроу-агент имеет право требовать плату за свои услуги. А может и не требовать.

Теперь, авторские и издательские интересы законно может защищать третья сторона, т. е. гарант. Это определенный прогресс в издательском бизнесе для России.

По умолчанию плата эскору взимается в размере от 0,5 до 30 % от общей суммы сделки. Но, в случае с издательским бизнесом, это будет дополнительной функцией литературного агента, которую мы реализуем по итогам Всероссийского книжного питчинга по заранее установленной комиссии в 15 %, которую Русский литературный центр получает в случае организации заключения договора между автором и издателем. Согласно данным из Ассоциации авторских агентов (Великобритания), во многих развитых странах это и так входит в обязанности литературного агента. Я рад, что мы шагаем в ногу со временем…