Константин Николаевич Спасский — известная личность в медиа-пространстве. Картины с его участием («Мы и наши лошади», «Брат 2», «13», «Метод Поляковой» и т.д.) видели многие россияне. Но не все знаю, что 17 августа 2019 года Константин Николаевич отметил 56-летие. Причем, отмечал он его на трех сценах в течение всего дня, так как активно участвовал в популяризации проекта «Против шерсти». Накануне торжественной даты Софья Тихонова встретилась со Спасским, чтобы взять у известного резидента Русского литературного центра интервью.
Константин Николаевич, журналистикой Вы занимаетесь, в кино снимаетесь, стихи пишите… как все укладывается в одном человеке, и что Вы отвечаете в анкетах, где Вас спрашивают «Кем вы работаете?»?
К.С.: Основное, конечно, актёр. И хотя у меня за плечами множество ролей в театре, и в кино более сотни, скажу, что профессия актёра не постоянна. Сегодня я могу сниматься очень много и мечтать просто выспаться, а завтра нет ничего! У многих артистов начинается депрессия, или даже паника. И это на самом деле просто ужасно. Меня от грустных мыслей отвлекает то, чем я увлёкся ещё в школе. Стихи я начал писать лет в десять. То, что я тогда писал – ужасно. Оправдывает эти глупости только возраст и рабоче-крестьянское воспитание. И где-то в это же время я влюбился в театр, влюбился по-настоящему. Театр, как и поэзия, тема для отдельного, долгого разговора. Журналистика возникла сама собой, в 1981 году, на службе в армии. Писал в «дивизионку», в окружную газету. Потом были и многотиражки, и городские, и областные газеты.
А как же театр? Вы учились в театральном училище, потом работали в театре артистом?
К.С.: Всё одновременно с театром, работой на телевидении, преподаванием. В какое-то время добавились съёмки в кино. И чего только ещё не было! Сейчас опять катастрофически не хватает времени. И уже энергии. Хочется сделать что-то ещё и ещё, но время становится вязким и сковывает мои движения. Только проснулся уже полночь. Надо отдохнуть. Но, что такое — отдых? Понял, что отдыхать не умею, да и не хочу.
В 2019 году Вас представили к ордену «Долг и честь» — за что его дали?
К.С.:В грамоте к ордену написано: «За успешное исполнение роли Чрезвычайного и Полномочного Посла Советского Союза Вышинского Андрея Януарьевича в международном кинопроекте «Дипломатический шторм» (режиссёр Сонг Е Минг), Китай, Янтай.» Была и тяжёлая и интересная работа. На съёмочной площадке царил дух дружбы и взаимопонимания. Китайские актёры стали образцами трудолюбия и ответственного подхода к работе. В главной роли снимался знаменитый китайский актёр Тан Гоцян (唐国强). Им гордятся китайские зрители. Играть великого Мао может удостоиться чести самый достойный. Русские актёры не знали китайского, но помогал язык кино. Кроме того были приглашены актёры из Англии, Америки, Франции, Италии, Австралии. Состоялся настоящий международный проект.
А как Вы вообще относитесь к наградам — это для Вас важно? Вы тщеславный человек?
К.С.: Когда награждают, конечно, радуюсь. Ведь это определённое признание заслуг. И не поверю никому, кто скажет, что он равнодушен к наградам. Другое дело, что я не гонюсь за этим. Я работаю. И бесконечно ищу точки реализации. И если я на правильном пути, и если удаётся выложиться на все сто, то результат будет. А если разобраться по сути, то литература, кино, журналистика – это профессии культивирующие тщеславие. И на этой почве, вот какая интересная штука возникает, — люди любят хвалить! Это замечательно! Но иногда очень перебарщивают. И тут важно, чтобы не снесло голову. Всегда важен самоконтроль. И если сегодня тебя наградили — это не значит, что всегда так будет. Надо ставить новые цели и идти к ним. Идти! Кроме того, я постоянно учусь, у тех, кто пишет и играет хорошо и у тех, кто работает плохо, тоже учусь.
Константин Николаевич, а какую работу в кино, в литературе и публицистике Вы считаете на сегодняшний день апогеем своего творчества?
К.С.: Вопрос скорее о изменчивости ощущений. Очень часто возникает эйфория от только что проделанной работы, но это ложное ощущение. Потом опять проходит время, делаю что-то ещё и, кажется, вот он апогей, но нет, время показывает, что надо работать и не останавливаться. Из кино можно привести такой пример: некоторые мои фильмы я считал проходными, а их вновь показывают, они пользуются зрительским вниманием. Знакомые мне после эфиров звонят и говорят, как здорово всё получилось. А есть такие фильмы, где и сыграл хорошо, где режиссёр прекрасный, идея чудная, но на каком-то этапе прекратилось финансирование и всё. Фильм лёг на полку. И когда мы его увидим, если увидим вообще?
Сериал «Невидимки», где у вас одна из главных ролей показали по ТВ раз пять, или шесть?
К.С.: Думаю, что будут показывать ещё. Сериал получился любопытный. По сюжету я и моя жена когда-то были сотрудниками КГБ-ФСБ, и, выйдя на пенсию, открыли частное детективное агентство «Невидимки», к работе в котором приобщили своих взрослых сыновей. Собрал нас всех в кадре главный режиссёр Юрий Харнас, у которого я снимался и до и после «Невидимок». Объём огромный. Материал любопытнейший. Планировали снять серий триста – пятьсот. Но в силу слабой технической подготовки остановились на семидесяти. Наша киношная семья: Ирина Чериченко, Павел Фартуков и Денис Юшечкин использовали массу возможностей для творческой реализации. Мы были фанатиками своей работы. Режиссёры Егор Баранов, Лена Немых, Андрей Линич, Сергей Терещук, Костя Фролов, Дима Панченко позволяли нам фантазировать.
По большому счёту можно спросить: для чего в Вашей голове должен жить параллельный мир играемой роли? Для чего артист столько времени в своей жизни тратит на то, чтобы терпеть постоянное возвращение к своему герою?
К.С.: Чтобы сыграть. Чем больше роль, тем больше пространство, на которое она претендует в твоей жизни.
Как такое выдержать, чтобы и в профессию погрузиться и с ума не сойти?
К.С.: Со всеми по-разному. Кого-то затягивает. Иногда профессия актёра может просто проглотить человека. На задний план отодвигаются семья, здоровье, друзья, родные. Возникает иллюзия, что ты такой же, и вроде бы ничего не изменилось в жизни, но оказывается, что осталась только профессия. Бывает и так.
Пишите ли вы во время такой киношной гонки, как в «Невидимках»? Или всё на потом?
К.С.: Всё на потом! Возникает «свободное» время, начинаю писать, рисовать. Иногда времени выпадает очень много. За литературную реализацию хочется сказать спасибо «Русскому литературному центру», где напечатаны и ещё готовятся к выпуску мои книги, к тому же каждый альманах – это небольшой апогей. А то, что моими стихами (!), стихами, а не рисунками или прозой заинтересовались на литературной ярмарке в Париже, благодаря работе «Русского литературного центра» — вообще для меня что-то новое. И то, что я получил гонорар из Франции просто супер! И это тоже награда, возвращаясь к разговору о наградах.
Всегда ли Вам хочется реализовать накопленное внутри, поделиться со всем миром прекрасным, и обменяться энергией со зрителем?
К.С.: Конечно! Очень хочется! Для этого я живу и работаю. В этом суть актёрской профессии. Суть поэзии. Нести прекрасное, отдавать, накапливать и вновь отдавать, как бы пафосно это не звучало. Хотя бывает, что даже родные и очень близкие люди не очень понимают, зачем такое нужно. Поэтому круг общения становится специфическим. Актёры и поэты в своём кругу общаются на непонятном, но любопытном для окружающих языке.
Если Вы не против, поговорим немного о быте. Вы довольно лихо и смело применяете себя во всех сферах, которые Вам интересны. Это свойственно людям, имеющим под ногами твердую почву. При этом, в свое время Вы переехали в Москву из Новосибирска. Такой переезд дался легко?
К.С.: В Москве всё начиналось с ноля. Было и трудно и здорово. Всё по-новому! Все достижения остались в Новосибирске. В Москве появились новые перспективы. Твёрдой почвой явилось желание работать, уверенность в своих силах и накопленный опыт. Главное – не стоять на месте.
Что можете сказать о современной литературе: она Вам нравится или стараетесь мало читать?
К.С.: Супервопрос! Стараюсь читать всё, что рекомендуют, что оказывается рядом и что нужно прочитать обязательно. И всем бы порекомендовал читать и читать. Очень тяжёлый труд разобраться в нынешнем литературном потоке. Но не бойтесь доверять себе! Откладывайте в сторону ту литературу, которая вам не интересна.
С кем из режиссёров было интересно работать?
К.С.: С режиссёрами, которые тебе доверяют работать всегда интересно. Возникает момент совместного творчества. С Михаилом Кабановым поэтому получилось так много работать. С Александром Куляминым мы мыслим в одном направлении. Юрий Харнас покоряет своим оптимизмом и энергией. Жду когда запустится с новым проектом Денис Банников. Ольга Грекова и Светлана Музыченко очень интересные режиссёры. Очень любопытный подход к работе с актёрами у Эрнеста Ясана.
Что на вас произвело впечатление в последнее время? Кто из поэтов запомнился? Можете назвать несколько имён?
К.С.:Поэты, которые запомнились и, которых даже перечитывал в альманахе «Русская история чародейства» — Марина Марушкевич. В альманахе «22 июня» мемуары – Иг Финн, Анатолий Казачин, Геннадий Разумов, Ольга Гунина, Галина Хабибуллина. Стихи — Татьяна Гусарова, Дмитрий Виноградов, Александр Дудин. Так же в памяти авторы Сергей Антипов, Иван Голубничий, Марина Стручкова, Никита Митрохин, Денис Минаев, Галина Самусенко, Николай Зиновьев. Имена есть. Есть хорошая литература. Надо только повнимательнее посмотреть. Доверить себе. И отсечь лишнее.
Понятно, что для вас самое главное кино и литература. Какие были самые последние съёмки в кино и литературные публикации?
К.С.: Недавно снялся в сериале «Слепая», в серии «Новая метла», в главной роли мэра Перелыгина у режиссёра Антона Даниленко. Работа была очень любопытная, хочу посмотреть, что в итоге смонтировали. И Русский литературный центр в сборниках «22июня» и в «Русской истории чародейства» выпустил большие подборки моих стихов. Теперь намечается «Русская история страсти». И что там будет ещё в Париже? История не закончилась.
Команда Русского литературного центра единодушно поздравляет Константина Спасского с Днем Рождения! Мы желаем Вам долгих лет жизни, новых интересных ролей и контрактов с издателями. А также, сообщаем, что в 2019 году Константину Спасскому присвоен орден «За вклад в культуру» по ходатайству Русского литературного центра.